Почему умрут ВУЗовские библиотеки


Предпосылки к смерти

Ни для кого не является секретом бедственное состояние информатизации библиотечной отрасли вообще, и ВУЗовских библиотек в частности. Библиотекари сами, даже за 20 лет с момента начала информатизации, не смогли стать ИТ-специалистами и единственное что смогли внедрить - электронный каталог. Низкие зарплаты и не слишком интересные ИТ-задачи затрудняют привлечение хороших ИТ-специалистов извне. В результате, если информатизация основных отраслей в России отстает от запада лет на 5, то в библиотечном деле отставание на 15 лет и дальше разрыв только увеличивается.
В таком ключе ситуация могла бы развиваться еще довольно долго, если бы министерство образования не попыталось силой заставить библиотеки соответствовать потребностям читателей путем внедрения электронных библиотечных систем (ЭБС) в ВУЗах.
Внедрение ЭБС, как известно, может развиваться по трем сценариям, один из которых предполагает самостоятельное создание ЭБС и который мало кто реализует за отсутствием специалистов. Большинству остается выбор купить ЭБС и установить ее у себя или арендовать "в облаке". Аренда "в облаке" имеет очевидные преимущества в том, что для ее реализации библиотеке вообще не нужны грамотные ИТ-специалисты и, если аренда не будет намного дороже покупки+содержание, многие пойдут именно по такому пути.

Умереть

Дальше ситуация будет развиваться так: число пользователей, предпочитающих читать с планшетов, будет быстро увеличиваться, а количество читателей бумажных книг пропорционально сокращаться. Перевод обслуживания читателей в интернет предоставит возможность ВУЗам сократить штат библиотекарей, равно как и освободить занимаемые библиотекой площади. Лет за 10 такого развития событий, библиотеки сократят свои площади и персонал в разы, скажем в 4 раза, и, дальше, встает вопрос: а целесообразно ли вообще хранить книги у себя? Ведь зачем ВУЗы строили свои библиотеки, когда существуют центральные городские? Строили их для экономии читателю 1-2 часа на дорогу. Когда до любой электронной книги можно добраться за пару минут в интернете, а до бумажной за 15 минут ходу до библиотеки, читатели предпочтут получать книги из интернета и может оказаться, что ВУЗу будет выгоднее вообще избавиться от бумажного фонда, заменив его арендой книг у коллекторов.
Итак, по описанному сценарию библиотеки сами не могут создавать, внедрять и обслуживать ЭБС, поэтому они вынесут всё ИТ-обслуживание на аутсорсинг и, по мере ухода читателей на электронные книги, ВУЗовские библиотеки начнут сокращаться до трех отделов: аналитики, закупок и обучающих пользоваться купленными ЭБС.

Или выжить?

Могут ли библиотеки как-то сопротивляться процессу своего фактического уничтожения? По моему мнению могут, но для этого необходимо иметь действительно сильные ИТ-кадры у себя. Начинать необходимо с построения собственной ЭБС с обязательной поддержкой мобильных устройств. Но просто создать обычную ЭБС недостаточно, библиотеке необходимо стать цифровым центром обмена и хранения информации в ВУЗе, чтобы на ее ресурсах осуществлялось хранение и распространения всего цифрового контента в  ВУЗе: от рефератов, презентаций и диссертаций, до видеозаписей лекций, защит и прямых трансляций из аудиторий. Для выживания недостаточно просто повторить другие ЭБС, необходимо завернуть весь электронный обмен на себя и, как мне представляется, только в этом случае библиотекам удастся остаться востребованными.
Но почему же все-таки своя ЭБС? Потому что готовых под такие задачи в продаже нет и, для активного внедрения библиотеки в информационные потоки университета, все равно необходимо иметь своих собственных специалистов, способных адаптировать ЭБС под конкретные задачи в ВУЗе. Вторая причина: покупка внешней системы означает утрату инициативы над развитием библиотеки, поскольку развитие наиболее востребованной услуги (предоставление доступа к электронным книгам) будет находиться исключительно в компетенции создателей ЭБС.

Как может выглядеть университетская библиотека

 Попробую накидать представления, что могла бы делать востребованная электронная библиотека:
  1. Предоставление электронных книг через интернет и на мобильных устройствах
  2. Простой (понятный) полнотекстовый поиск по всем документам или по определенным разделам библиотеки
  3. Лекции на основе технологии вики, с включенным мультимедиа-контентом, пополняемые как преподавателями, так и студентами
  4. Открытый доступ к презентациям, дипломным работам, рефератам, методическим пособиям, открытым базам сырых данных университетских научных и учебных исследований
  5. Все публичные приказы, инструкции и прочие бюрократические бумажки (ради поиска)
  6. Видеолекции, рекламные ролики, видеозаписи защит и заседаний ученого совета, видео творческих коллективов
  7. Прямые трансляции из аудиторий, с конференций, защит, научных семинаров и студенческого дворца культуры
  8. Аудиоархив и аудиолекции
  9. Системы совместной работы над документами
  10. Подписка на уведомление о добавлении материалов в определенном разделе 
  11. Система антиплагиата для работ, выполняемых студентами
  12. Сайты для проведения конференций (сайт для конференции должен быть на базе библиотеки)
  13. Все эти материалы должны использовать социальные сети для своего продвижения среди студентов: комментарии, кнопки рекомендаций и т.п. функционал.
Да, описанные задачи выглядят достаточно сложными, но и вопрос стоит о выживании. В принципе, вполне возможен вариант, что в продаже появится интегрированное решение, предоставляющее все описанное "под ключ". Но даже  в этом случае, без компетентных ИТ-специалистов внедрить и сопровождать систему такой сложности все равно не получится.

Заключение

Я далек от мысли, что большинство библиотек при ВУЗах переживет информационную революцию в сфере потребления знаний. Но, чтобы сохранить библиотеки, руководству необходимо признать опасность и, если будет решено бороться за сохранение, принять контрмеры уже вчера.


Комментарии

  1. Я представляю библиотеку так: единое городское хранилище, все оцифровано, сами книги спокойно гнию. Варианты доступа к цифровой версии могут быть разные. Читать реально удобнее на планшете))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут есть тонкость: Для электронных копий расстояние ничего не значит. Человек выбирает электронную библиотеку не по географическому признаку, а по ассортименту и удобству использования. По этим параметрам электронное хранилище ВУЗовской библиотеки будет проигрывать городской, городская проигрывать общероссийской, общероссийская (с некоторыми допущениями) будет проигрывать международной.
      В том и соль, что просто стать хранилищем электронных книг ВУЗовской библиотеке недостаточно.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Обзор почтового клиента Pronto Pro!

Подключаем ZFS over iSCSI на Oracle Linux 8 (CentOS) в Proxmox

Архитектура катастрофоустойчивого сервиса